Сайт состоит из двух частей. В этой части представлен подробный материал по всем разделам. В другой - представлена краткая информация о Достоевском и его творчестве.
МУЗЕЙ-КВАРТИРА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО В МОСКВЕ

Адрес: 103030, Москва, ул. Достоевского, 2
Тел. (495) 681-10-85
Веб-страница
Дата открытия: 1928

Годы, в которые Ф.М.Достоевский жил в Москве:
1821:
с 30 октября 1821 по сер. мая 1837
1859: между 4 и 9 ноября, до 9 ноября
1860: с 23 по 31 апреля
1861: с 19 по 30 июня
1862:  в конце августа на несколько дней
1863: с конца мая - 2 июня
1863: с 11 по 25 ноября / с конца декабря 1863 по 26 апреля 1864
1866: между 21 и 27 марта / с 12 или 13 июня по 3 сентября / с 12 декабря до 9 января 1867
1867: с 30 марта по 8 апреля
1871:  ок. 29 июля - до 1 августа
1871: ок. 29 декабря - первой недели января 1872
1872: с 6 по 13 октября
1873: 3 апреля на 2-3 дня / с 19 по 24 мая
1874: с 24 по 28-29 апреля
1877: с 17 по 19 июля
1878: с 17-18 июня до начала июля
1880: с 22 мая до 10 июня

30 октября 1821 года в квартире на Божедомке при Московской Мариинской больнице для бедных, штаб-лекарем которой служил Михаил Андреевич Достоевский, Мария Федоровна Достоевская родила сына Федора. Будущий писатель прожил в этом доме до мая 1837 года, когда по воле отца вместе со старшим братом Михаилом был отправлен  в Петербург.

С Москвой связаны все  первые, самые радостные впечатления Достоевского - нежная любящая мать, семейные чтения, братья и сестры, с которыми его связывала настоящая дружба, совместные прогулки по городу, посещения церквей, праздники, ярмарки, первые книги, знакомство с театром. Картины детства  останутся в его памяти на всю жизнь: «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек... Воспоминания эти могут быть даже тяжелые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души. Человек и вообще так создан, что любит свое прожитое страдание...» Один из любимых героев Достоевского, Алеша Карамазов,  в своем заключительном слове в финале романа  Братья Карамазовы выразил сокровенные мысли самого автора: «Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. <...> Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение...»

Присутствие Москвы ощущается во многих произведениях Достоевского. Но чаще всего московские события происходят «за кадром» - некоторые герои Достоевского провели в Москве свое детство, другие - уезжают в Москву на какое-то время. В романе обычно это лишь упоминается,  действие в Москву не переносится. Москва навсегда осталась  «далекой родиной» Достоевского. Вновь и вновь он  возвращался в этот город, иногда по несколько раз в год. После сибирского острога и ссылки Достоевский хотел жить в Москве. Все его письма этого периода заканчивались выражением надежды на возвращение в Москву. Но в Петербурге жил его  брат  Михаил, с которым он собирался осуществлять свои новые литературные проекты. Судьба опять вела его в Петербург...

Последний раз Достоевский оказался в Москве за полгода до  смерти. На торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину он прочел свою знаменитую речь о поэте, ставшую своего рода духовным завещанием писателя.

Впечатление от этого чтения было исключительное: «Наконец я начал читать: прерывали решительно на каждой странице, а иногда и на каждой фразе громом рукоплесканий. Я читал громко, с огнем. <...> Когда же я провозгласил в конце о всемирном единении людей, то зала была как в истерике, когда я закончил - я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: все ринулось ко мне на эстраду...»

В 1837 году Достоевский уезжал из Москвы никому неизвестным юношей, в 1880-м ее оставлял Великий писатель, которому рукоплескал весь город.

11 ноября 1928 года в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, в котором в 20-30-е годы прошлого века находилась квартира Достоевских, был открыт первый Музей Ф.М.Достоевского. Основой для создания музея послужили поступившие от потомков писателя А.А.Достоевского, М.В.Савостьяновой, А.М.Лениной собрания семейных меморий: книг, портретов, предметов быта. Из дома Достоевских в деревне Даровое была передана часть принадлежавшей родителям писателя мебели.  В 1930-е годы музей пополнился материалами из уникальной по полноте и ценности коллекции вдовы писателя Анны Григорьевны Достоевской. Мемориальная квартира ни разу не подвергалась перестройке, а в 1979-1982 гг. после ремонтно-реставрационных работ были реконструированы и прилегающие к ней помещения. Интерьеры квартиры были воссозданы по воспоминаниям младшего брата Достоевского, Андрея Михайловича, который очень подробно описал проведенные вместе со старшими братьями годы в доме родителей:

«... отец наш, уже семейный человек, имевший в то время 4-5 человек детей, пользуясь штаб-офицерским чином, занимал квартиру, состоящую, собственно, из двух чистых комнат, кроме передней и кухни. При входе из холодных сеней, как обыкновенно бывает. Помещалась передняя в одно окно (на чистый двор). В задней части этой довольно глубокой передней отделялось, помощию дощатой столярной перегородки, не доходящей до потолка, полутемное помещение для детской. Далее следовал зал, довольно поместительная комната о двух окнах на улицу и трех на чистый двор. Потом гостиная в два окна на улицу, от которой тоже столярною дощатою перегородкою отделялось полусветлое помещение для спальни родителей. Вот и вся квартира! Впоследствии, уже в 30-х годах, когда семейство родителей еще увеличилось, была прибавлена к этой квартире еще одна комната с тремя окнами на задний двор <...> Кухня, довольно большая, была расположена особо, через холодные чистые сени. <...>

Обстановка квартиры была тоже очень скромная: передняя с детской были окрашены темно-перловою клеевою краскою; зал - желто-канареечным цветом, а гостиная со спальной - темно-кобальтовым цветом. Обои бумажные тогда еще в употреблении не были. Три голландские печи были громадных размеров и сложены из так называемого ленточного изразца (с синими каемками). Обмеблировка была тоже очень простая. В зале стояли два ломберных стола (между окнами) <...>. Далее помещался обеденный стол на средине залы и дюжины полторы стульев березового дерева под светлою политурою и с мягкими подушками из зеленого сафьяна (клеенки для обивки мебели тогда еще не было. Обивали же мебель или сафьяном или волосяною материею). В гостиной помещался диван, несколько кресел, туалет маменьки, шифоньер и книжный шкаф. <...> Гардин на окнах и портьер при дверях, конечно, не было; на окнах же были прилажены простые белые коленкоровые шторы без всяких украшений...»