Сайт состоит из двух частей. В этой части представлен подробный материал по всем разделам. В другой - представлена краткая информация о Достоевском и его творчестве.
ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО В НОВОКУЗНЕЦКЕ

Адрес: 654034, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Достоевского, д. 29
Тел./факс: (+7 3843) 360-250, 376-586
Веб-страница: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Новокузнецке
E-mail: dostoevski_nvkz@mail.ru
Дата открытия музея: 18 мая 1980

Информационно-библиографический ресурс "Федор Михайлович Достоевский" и Кузнецк
http://dostoevsky.gogolevka.ru/ 

1856:  начало июня - на 2 дня
1856:  26 - 30 ноября
1857:  1 - 14 февраля

В Кузнецке, небольшом уездном городе Томской губернии, находящемся в 500 верстах от Семипалатинска,  Достоевский пробыл в общей сложности чуть больше двадцати дней. В Одигитриевской церкви Кузнецка 6 февраля 1857 года состоялся обряд венчания Федора Достоевского и Марии Исаевой.  Двухлетняя, полная драматизма и страданий, история любви Достоевского и Марии, в Кузнецке была официально зарегистрирована. Из Кузнецка он уезжал в необычном для себя состоянии: в один день он стал мужем и отцом.  Женившись на Марии, Достоевский взял на себя ответственность и за оставшегося от ее первого брака с Александром Исаевым шестилетнего сына Павла. Впервые после отъезда из родительского дома у Достоевского появлялась семья. Ему казалось, что теперь никогда уже он не будет одинок. Из всех сибирских городов, в которых пришлось бывать Достоевскому, Кузнецк единственный был отмечен радостью и ощущением настоящей свободы. Здесь Достоевский сам решал свою судьбу. Маленький, неприметный  город не имел в его воспоминаниях конкретных очертаний, Достоевский ничего о Кузнецке не написал, он был для писателя  значительным и притягательным лишь потому, что там жила любимая женщина, и именно с Кузнецком были связаны  все его надежды на их будущую совместную жизнь. Но романтическая любовь Достоевского к Марии началась в Семипалатинске.

Всю жизнь Достоевский верил в свои предчувствия. Очень часто они оправдывались. Его творчество и жизнь так переплетались, что порой трудно определить, что было первичней - реальное событие в его жизни, художественно переработанное потом в романе, или - вымышленная ситуация его фантастической прозы,  реализовывавшаяся позже в подлинной жизни... История его взаимоотношений с Марией Исаевой стала одним из таких сюжетов.

В феврале 1854 года, выйдя из Омского острога, Достоевский писал: «Эта долгая, тяжелая физически и нравственно, бесцветная жизнь сломила меня... Были ... у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно...». Достоевский пересиливал в себе эти чувства, хотя иногда ему давалось это нелегко. Он понимал, что в таком состоянии жить невозможно: «Я в каком-то ожидании чего-то; я как будто все еще болен теперь, и кажется мне, что со мной в скором, очень скором времени должно случиться что-нибудь очень решительное, что я приближаюсь к кризису всей моей жизни, что я как будто созрел для чего-то и что будет что-нибудь, может быть тихое и ясное, может быть грозное, но во всяком случае неизбежное...»

Через несколько месяцев «неизбежное» произошло. Весной он познакомился с семьей Александра Ивановича Исаева: «Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых. Он имел место, очень недурное, но не ужился в нем и по неприятности вышел в отставку. Когда я познакомился с ними, он уже несколько месяцев как был в отставке и все хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованьем, состояния не имел.., мало-помалу они впали в ужасную бедность. Когда я познакомился с ними, они еще кое-как себя поддерживали. Он наделал долгов. Он жил беспорядочно, да и натура у него была беспорядочная. Страстная, упрямая, несколько загрубелая. А между прочим это была натура сильно развитая, добрейшая... Он был образован, он был несмотря на множество грязи, чрезвычайно благороден...»  Достоевский начал почти ежедневно бывать у них. Но не пьющий Исаев интересовал писателя, а его жена, Мария Дмитриевна: «Это дама еще молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно...» Недавний каторжник, привывкший к лишениям и одиночеству, неожиданно для себя встретил женщину, такую же одинокую, как  и он, вынужденную жить в  несчастливом браке с мужем-алкоголиком постоянно нуждаясь и принимая случайную помощь малознакомых людей... Неоднократно в творчестве Достоевского будут использованы трагические мотивы  семейной жизни Исаевых - Мармеладов и Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», генерал Иволгин и ... в «Идиоте», штаб-капитан Снегирев и ... в «Братьях Карамазовых».

Достоевский не знал, как помочь Марии, сам он был тоже почти без средств. Но в свои 32 года он впервые по-настоящему полюбил. Его семипалатинский друг А.Врангель вспоминал: «Марии Дмитриевне было лет за тридцать; довольно красивая блондинка среднего роста, очень худощавая, натура страстная и экзальтированная. Уже тогда зловещий румянец играл на ее бледном лице, и несколько лет спустя чахотка унесла ее в могилу. Она была начитанна, довольно образованна, любознательна, добра и необыкновенно жива и впечатлительна. В Федоре Михайловиче она приняла горячее участие, приласкала его, не думаю, чтобы глубоко оценила его, скорее пожалела несчастного, забитого судьбою человека. Возможно, что даже привязалась к нему, но влюблена в него ничуть не была. Она знала, что у него падучая болезнь, что у него нужда в средствах крайняя, да и человек он «без будущности», говорила она. Федор же Михайлович чувство жалости и сострадания принял за взаимноую любовь и влюбился в нее со всем пылом молодости...»

Через год после знакомства с Достоевским Исаев получил новое назначение. В мае 1855 года его направили в Кузнецк. Отъезд Марии Дмитриевны Достоевский переживал трагически: «Отчаяние Достоевского было беспредельно, - описывал разлуку Достоевского и Марии Дмитриевны А.Врангель, - ему казалось, что все для него в жизни пропало... Достоевский рыдал, как ребенок». Вскоре пришла весть, что муж Марии, Александ Исаев умер. Она стала свободной. Достоевскому к этому времени вернули дворянское звание и все права, он получил чин унтер-офицера, то есть  брак с Марией Дмитриевной становился реальностью. Но в  жизни Марии возникло другое увлечение, на пути Достоевского встал молодой учитель Вергунов, преподающий в кузнецкой гимназии. Достоевский не мог представить себе окончательного разрыва: «Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!» Мария с Вергуновым была в Кузнецке, а Семипалатинск сплетничал -  атмосферу провинциальных обывателей, с удовольствием передающих разные слухи,  иронично передал потом Достоевский в «Дядюшкином сне». Он не хотел пассивно ждать развязки вдали от Марии и, рискуя своим положением, без ведома начальства все же вырвался на несколько дней в Кузнецк.  После долгих объяснений, слез и уверений в любви, Достоевский и Мария Дмитриевна решили обвенчаться. Свидетелем со стороны Достоевского на свадьбе стал Николай Вергунов...

Они прожили с Марией недолго. Через семь лет, в 1864 году, она умерла от чахотки. «Она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо... Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла  - я хоть и мучился, видя как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, - но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни...»

Кузнецк навсегда остался для Достоевского связанным с этими воспоминаниями.

18 мая 1980 года в Новокузнецке (так Кузнецк стал называться в наше время) на улице Достоевского в доме №40, который в 1855-57 гг. М.Д.Исаева снимала у портного М.Д.Дмитриева, был открыт филиал краеведческого музея - Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. 1 марта 1991 года филиал получил статус самостоятельного учреждения культуры и дополнительное здание напротив мемориального дома. В основу литературной экспозиции легли кузнецкие события жизни Достоевского.Авторы концепции представляют их в триедином аспекте: событийном, творческом и философском. Экспозиция музея, разрывая житейский ритм времени, показывает «кузнецкую коллизию» писателя в ее вневременном, вечном значении.