The site is composed of two parts. The "black" part of the site presents a brief information about Dostoevsky's life and creative work, as well as information about the museum and its events. The light color part of the site proposes a more detailed information on the same themes
Information for Visitors

Dostoevsky's flat

In the beginning of October 1878 Fyodor Mikhailovich Dostoevsky and his family moved to apartment at 5 of Kuznechny Lane and lived there till his death on January 28, 1881 . In the Soviet years the building on Kuznechny Lane was reconstructed and later housed ordinary communal apartments.
The memorial plaque was placed on the house of Kuznechny Lane in 1956. In 1968 the house was put to capital repairs, after which the apartment of Dostoevsky was restored by the archive plans and his contemporaries reminiscences.
In November 1971, on Dostoevsky's birthday, the inauguration of the Literature and Memorial Museum of the writer took place.

прихожаяENTRY HALL

Anna Grigoryevna wrote: "Our apartment consisted of six rooms, an enormous storeroom for books, an entry hall, and a kitchen, and was on the second floor. Seven windows faced Kuznechny Lane "

Dostoevsky's guests used to pass from the entry hall to the left along the corridor and into the drawing room. Across from the front door is a small washroom which leads into the nursery.


ДЕТСКАЯNURSERY

At the time when the family moved to Kuznechny Lane, Liuba was nine years old, and Fedya was seven. In the second marriage the Dostoevskys had four children. The first daughter Sonechka was born in 1868 in Geneva and died in three months. In 1869, in Dresden, Liuba was born, in 1871 in Petersburg Fyodor was born, in 1875 in Staraya Russa where the Dostoyevskys spent their summer Alyosha was born. In spring 1878 the three-year old Alyosha died of an epileptic fit. "Fyodor Mikhailovich was tremendously stricken by this death”. His personal tragic experience reflected in the novel The Brothers Karamazov which Dostoevsky wrote in 1878-1880.

"When we returned to Petersburg in the fall [from the provincial town of Staraya Russa], we decided not to remain in an apartment that was full of reminders of our little boy, and moved to Kuznechny Lane…." wrote in her memoirs Anna Grigoryevna Dostoevskaya.

Dostoevsky believed that life has no sense without children, he was a very caring and loving father. Dostoevsky paid special attention to the education and upbringing of his children. He used to read them aloud the works by Russian and European writers, whom he had known and loved since early youth: Pushkin, Zhukovsky, Karamzin, Gogol, Dickens, Hoffman, Schiller, Hugo, he made them familiar with the Bible using the book he had remembered since his childhood "One Hundred and Four Stories from the Old and the New Testament".

Любовь Федоровна ДостоевскаяLiubov Fyodorovna Dostoevskaya, Dostoevsky's daughter, (1869-1926) became a writer, the author of stories and short stories, although her memoirs about her father "Dostoevsky According to His Daughter" present the main interest for the reader. They contain unique information about the way of living, habits and character traits of F. M. Dostoevsky.
Since 1913 Liubov Fyodorovna had lived abroad. She died in the Northern Italy.

Федор Федорович Достоевский Fyodor Fyodorovich Dostoevsky, the writer's son, (1871-1921) was fond of sports since his childhood, he loved horses. Having graduated from Law and Natural Sciences Departments of Derpt University, he became a big specialist in horse-breeding and stud farming. During the last years of his life he fulfilled his mother's will continuing to collect and keep Dostoevsky's archives. He died and was buried at Novodevichy Cemetery in Moscow (his grave has not survived).

Fyodor Fyodorovich was married twice, he had two sons Fyodor (1905-1921) Andrey.


Андрей Федорович ДостоевскийAndrey Fyodorovich Dostoevsky, Dostoevsky's grandson, (1908-1968) made a big contribution into the act of creation of the Museum. He granted the Museum his most valuable collection dedicated to the memory of the writer which became the basis of the exposition.


ANNA GRIGORIEVNA'S ROOM

Комната Анны ГригорьевныThe room of Anna Grigorievna represents a study of a business woman. Her whole life was devoted to her husband. She was a permanent secretary and stenographist to Dostoevsky, she edited his works, was engaged in selling books, settled all financial problems at home, took care of children's upbringing. Dostoevsky highly appreciated his wife's activities: he dedicated to her, his closest friend, his last and main novel.

After Dostoyevsky's death the rest of her life (37 years) Anna Grigorievna collected materials about her husband's life and edited his works. On the basis of those materials " Dostoyevsky's Study" was established in Moscow Emperor's Russian Museum of History in 1901. In 1928 the collection became the basis of the "Dostoyevsky's Museum" which was opened in Moscow .

СтоловаяDINING ROOM

The family used to gather in the dining room only in the evening. Dostoyevsky had got used to work at night since his youth. For his work he needed silence, it was the main condition , however, the house became silent only at night. He started work at 11-12 p. m. and worked till 5-6 o'clock in the morning. Then he had a rest, awoke after noon and then he made himself tea. During the day he was occupied by editing business, but at 6 o’clock all family gathered for the dinner. “Lunch finished at 7 and he enjoyed staying alone till 8 or half past 8 , then he got dressed and went for a walk…”

ГостинаяDRAWING ROOM

In late 70-s Dostoyevsky becomes a famous and popular writer not only in Russia , but also abroad. In 1878 the Emperor's Academy of Sciences chose Dostoyevsky a correspondent member of the Department of the Russian Language and Literature.

Numerous visitors used to come to Dostoyevsky with various problems and requests. Dostoyevsky tried to receive all of them. In late 70-s he was often invited to literary parties with charitable purposes. He spoke in public many a time reading extracts from his works. His contemporaries noted that he possessed a special gift, he changed completely when he read his works.

Кабинет. Старая фотографияDOSTOEVSKY's STUDY
Кабинет. Современный вид
The study was reconstructed by the photograph made by V. Taube after the writer's death. There one can see the memorial items: there is a pen, a box from medicine and a wallet on the table, a cache-lettre for papers and letters above the table, an icon of the Virgin in a silver frame in the corner. There are books in book-cases, part of Dostoyevsky's library, which the Museum collects by lists made by Anna Grigoryevna.

ЧасыGuests seldom got into the study by accident; he used to receive only close friends there. His relatives recollected that he did not like if anything was disturbed in his study ,- manuscripts or books put somewhere else, the chair moved from the place where he had placed it. The study was his creative studio whose special atmosphere no one was to disturb. In this study Dostoyevsky worked at his novel "The Karamazovs Brothers", prepared his famous speech to Pushkin, wrote articles for the last issue of "Writer's Diary" that was published posthumously.

Сайт состоит из двух частей. В этой части представлен подробный материал по всем разделам. В другой - представлена краткая информация о Достоевском и его творчестве.

Квартира Достоевского

В начале октября 1878 г. Федор Михайлович Достоевский с семьей поселился в доме № 5 по Кузнечному переулку (кв. 10) и прожил здесь до дня своей смерти – 28 января 1881 г. В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.

ПРИХОЖАЯ

Прихожая   

Жена Достоевского, Анна Гигорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

ДЕТСКАЯ

Детская

Когда семья Достоевских переехала в дом на Кузнечном, дочери писателя Любе было 9 лет, сыну Феде - 7. Достоевский был женат дважды. В первом браке детей у него не было. Во втором браке у Достоевских родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. “Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится”. Личный трагический опыт отразился в романе “Братья Карамазовы”, который Достоевский писал в 1878-1880 гг.

“Вернувшись осенью в Петербург <из Старой Руссы>, мы не решились остаться на квартире, где все было полно воспоминаниями о нашем умершем мальчике, и поселились в Кузнечном переулке…” - писала в своих воспоминаниях Анна Григорьевна Достоевская.

Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства - “Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета”.

Любовь Федоровна ДостоевскаяЛюбовь Федоровна Достоевская (1869–1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце “Достоевский в изображении его дочери”, в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф.М.Достоевского. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии.

Федор Федорович Достоевский Федор Федорович Достоевский (1871–1921) с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась). Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор (1905-1921) и Андрей.

Андрей Федорович ДостоевскийАндрей Федорович Достоевский, внук писателя, (1908-1968) внес большой вклад в дело создания Музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Федоровича – Татьяна и Дмитрий – живут в Петербурге.


 

 

КОМНАТА АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

комната Анны Григорьевны

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.
После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

СТОЛОВАЯ

Столовая

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. “Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…”

ГОСТИНАЯ

Гостиная

В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

КАБИНЕТ ДОСТОЕВСКОГО

Кабинет Достоевского

Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года.