Сайт состоит из двух частей. В этой части представлен подробный материал по всем разделам. В другой - представлена краткая информация о Достоевском и его творчестве.

спектакль "Обняться и заплакать" (2000)

по рассказу Ф.М.Достоевского "Вечный муж"

режиссер: Георгий Васильев
сценография: Эмиль Капелюш
актеры: Сергей Бызгу и н.а.России Валерий Кухарешин

Пьеса Альбины Шульгиной построена на противостоянии двух главных героев повести – усталого «хищника» Вельчанинова и «вечного мужа» Трусоцкого. Сюжет «Вечного мужа» использован Георгием Васильевым для прочитывания всего Достоевского. В инсценировке отсутствуют многие эпизоды повести, но для развития сценического действия это не имеет принципиального значения. Информационный уровень текста в спектакле почти не важен, все зрительское внимание сосредотачивается на подтексте и интонации актерской игры. Режиссерская трактовка каждой сцены настолько выверена «по Достоевскому», что спектакль приобретает внутреннее содержание и объем, рождает множество ассоциаций с известными темами писателя.

Банальная история обманутого мужа заканчивается у Васильева по-достоевски пронзительной трагедией. Блестящий дуэт - Валерий Кухарешин и Сергей Бызгу - безупречен. Актеры способны передать тончайший психологизм характеров Достоевского и неожиданный юмор диалогов, экспрессивно произносить высокопарные монологи, играть почти буффонаду – и перейти к трагической сцене. Художник спектакля Эмиль Капелюш минимальными средствами создает сложный, двоящийся образ Петербурга Достоевского, в котором герои существуют почти параллельно. Актеры включаются художником в его «объемную» графику, становясь «сценографическими» элементами визуального образа.

В название спектакля вынесена фраза из монолога Трусоцкого, объясняющего цель своего приезда в Петербург «единственно для того только, чтоб обняться и заплакать!» Финал спектакля обрывает историю повести на смерти девочки. Общее горе на мгновение соединяет Вельчанинова и Трусоцкого. Чтобы «обняться и заплакать», понадобилась смерть ребенка. Потрясенные и одинокие, они сидят на полу, усыпанном белыми цветами, по ту сторону стены-экрана… Их фигуры расплываются в тумане.

Спектакль награжден премией фестиваля «Рождественский парад» (2000), лауреат Международного театрального фестиваля «Осенние театральные встречи в Пазарджике» (Болгария, 2003), Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского в Старой Руссе (2004), международного фестиваля спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского в Варшаве (Польша, 2005).

Публикации о спектакле
Петербургский театральный журнал