Календарь событий

2021
Театральная афиша
10
ноября
(вторник)
выставка
Открыта до 15 декабря

10 ноября - 15 декабря 2020

Достоевский и Некрасов
Собратья по перу. Сближения и расхождения

Выставка к 200-летию писателей

10 ноября - 15 декабря 2020

Партнеры выставки: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Музей-квартира Н.А.Некрасова, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»

Некрасов и Достоевский принадлежали одному поколению. Их имена были постоянно на первом плане литературной жизни 1840-х - 1870-х годов. Некрасов первым разглядел огромный талант Достоевского, опубликовав его дебютный роман «Бедные люди в «Петербургском сборнике» (1846), где были напечатаны и его собственные ранние стихи. Первое дружеское сближение навсегда осталось в памяти обоих писателей, хотя в дальнейшем их пути то расходились, то пересекались. Достоевский пережил каторгу и ссылку и на целое десятилетие был выброшен из литературной жизни. В поэме «Несчастные» (1856) Некрасов изобразил Достоевского-каторжника под прозвищем Крот.

В 1860-х гг. они были в разных станах бурной общественной жизни. Почвеннический журнал «Время» братьев Достоевских полемизировал с радикальным «Современником», издававшимся Некрасовым.

Однако интерес к творчеству друг друга был у них всегда. И здесь проходит глубинная линия связи двух писателей. Некрасов очень высоко оценил роман Достоевского «Подросток», который напечатал в 1874 г. на страницах своего журнала «Отечественные записки». Достоевский называл Некрасова «одним из самых страстных, мрачных и „страдающих“ наших поэтов». Строки из разных некрасовских стихотворений вошли в образную ткань таких его произведений, как «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы». В Некрасове Достоевский видел «общечеловека», русского кающегося дворянина, но в сердце своем носящего образ народа, понимающего его характер, чувствующего его боль. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский публикует статью, посвященную стихотворению «Влас», в котором поэт создал «величавый образ народный».

В «Дневнике писателя» за 1877 год, в статье «Смерть Некрасова», Достоевский написал о своей любви к его поэзии и определил главное в духовном и творческом облике поэта: «Он шел и бился о плиты бедного сельского родного храма и получал исцеление… В любви к народу он находил какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило». В этой статье Некрасов предстает как один из выдающихся «русских скитальцев», о которых в 1880 году Достоевский напишет в своей «Пушкинской речи».

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00 (касса до 17.30)
ср: 13.00-20.00 (касса до 19.30)
пн: выходной


5
ноября
(четверг)

Андрей Мышкин
Идиотский город
Фотография

5 - 25 ноября 2020

Петербург в фотоработах Андрея Мышкина населен чудаками, странными людьми и «смешными» (в понимании Достоевского и его героя князя Мышкина), а то и вовсе шутами.
И это их город, в другом они бы не могли существовать. И в этом смысле название выставки органично определяет ее суть и соответствует месту, где она разместилась.

Человек пишущий прочитывается в каждом кадре через своеобразную литературность сюжета. Некая новеллистичность, не почувствовать которую трудно, присутствует во взгляде художника на город. Он как Мечтатель-фланер из «Белых ночей», вроде бы бесцельно слоняющийся по городу, ловит его душевные изгибы, обращая внимание на незаметное, разговаривает с домами, за кадром вступает в диалог со своими персонажами, все превращая в факт искусства.

И возбужденный его одухотворенностью город отвечает ему тем же, открывая свою сокровенную суть тому, кто может ее заметить и запечатлеть. И тогда отсутствие кусочка камня в старой брусчатке превращается в щербинку на солнце, волнует и привлекает — в отличие от лакированной поверхности гламурной мостовой .

На вопрос о том, как он стал фотографом, Андрей Мышкин отвечает: «Я просто жму кнопочку. Кадры - это кусочки мозаики. Я снимаю, чтобы сложить цельную картину мира. Каждый кадр - это так или иначе портрет фотографа. Это приглашение к исследованию деталей и сотворению мира. О чем эта выставка? О Городе, да. Вот так именно с большой буквы. Это наш Город, в котором мы живем, но нечасто замечаем. Это не открыточные места. Это обычные люди. Город параллелился несколькими прослойками, как торт "Наполеон". Сладкая кремовая верхушка гламура, ниже были клерки, которые иногда подпрыгивали, пытаясь зацепиться наверху. Самые нижние слои состояли из "блин комом", подгоревшие в печке, поломанные, пузырями. Их не выбрасывали, в них даже был некий вкус, но ставить их на всеобщее обозрение даже под кремом никто не решался, эти слои принадлежали общему торту, но существовали отдельно, как идиоты в древней Греции. Эдакий город в городе. Идиотский город. "Идиот" — в Древней Греции гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления».

Выставки

«Двое в городе», Наш Театр (фото)

«Роковы(о)й Город», Клуб МОД (фото)

«Город», Наш Театр (фото)

«Заглядывая в окна», Клуб Акакао (фото)

«Двое», Арт-салон «Невский 24», 2016 (фото)

«Мысли у подушки. Предсонная графика», Арт центр «Борей», Галерея 10х15, 2016 (рисунки)

«Двое», Библиотека им. В.В.Маяковского. 2020 (фото)


Н.В.Чернова-Герман, старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского


Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00 (касса до 17.30)
ср: 13.00-20.00 (касса до 19.30)
пн: выходной

12
июля
(воскресенье)
экскурсия
Открыта до 31 декабря

в течение года

Уникальная возможность открыть для себя "фантастический и умышленный" Петербург Достоевского.
Авторские экскурсии сотрудников Музея Достоевского:

  • · «Петербург в романе “Преступление и наказание”»  
  • · «Достоевский и его герои в окрестностях Владимирской площади» 
Группы: не более 5 чел. (в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией)
Стоимость экскурсии: 4000 руб. 
Заказ экскурсий по тел. +7 812 571 40 31, +7 953 140 50 26, dostoevsky.museum@gmail.com