Выставка Дмитрия Сироткина «Лето»

Фотография, видео

26 апреля — 31 мая 2025

Организатор: Nikolay Evdokimov Gallery

«Eсть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на всё иным, особенным светом».

Ф.М.Достоевский. Белые ночи

26 апреля в Музее Достоевского откроется выставка Дмитрия Сироткина «ЛЕТО». Этот мультимедийный проект, сочетающий в себе фотографию и видео, был создан ещё в 2021 году к 200-летию Ф.М.Достоевского. Художник с фотокамерой совершил символическую прогулку из центра Петербурга в Коломну. На фотографиях — знаменитые петербургские белые ночи, а остановки на месте следования — это каналы, арки и мосты. Становясь продолжением зимней серии автора «Winterreise. Сентиментальная сюита», показанной в Эрмитаже, теперь уже летние городские пейзажи оказываются под снегом. 12 плазменных экранов заменяют фотопечать и позволяют оживать казалось бы навсегда замершие ночные городские виды. Погруженное в темноту пространство музейного зала, наполненное музыкой С.В.Рахманинова (работа со звуком Петр Дмитриев) переносит зрителя в тот самый Петербург Достоевского, где его лирический герой противостоит тяготам повседневности, в которых город становится не только местом действия, но и одним из главных действующих лиц.

Дмитрий Сироткин (р. 1969, Ленинград) — российский художник, фотограф и дизайнер книг, работает в различных медиумах: в качестве выразительных средств наряду с фотографией использует видео, создает коллажи, графику, объекты и инсталляции. Произведения Сироткина были показаны на таких площадках, как Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина — Арсенал (Нижний Новгород, 2025), Тульский историко-архитектурный музей (2023–2024), Новая Голландия (Санкт-Петербург, 2023), Калининградский областной музей изобразительных искусств (2023), Севкабель Порт (Санкт-Петербург, 2021, 2019), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, 2019–2020, 2009), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург, 2008, 2001–2000), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, 2007). Работы хранятся в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музее (Москва), Баварской государственной библиотеке (Мюнхен), Саксонской земельной библиотеке — Дрезденской государственной и университетской библиотеке, ЦСИ «Сияние» (Апатиты), частных коллекциях.

Галерея современного искусства Nikolay Evdokimov Gallery основана куратором Николаем Евдокимовым в Санкт-Петербурге в 2020 году. Галерея, работает в формате домашнего салона и pop-up выставок на сторонних площадках. Галерея принимает активное участие в ярмарках, сотрудничает с музеями и коллекционерами. Галерея дает возможность познакомиться с работами как известных, так и молодых художников раньше, нежели крупные выставочные площадки, позволяет увидеть, как произведения современного искусства могут быть интегрированы в пространство частного интерьера.

Дмитрий Сироткин к проекту «Лето»

«И вот я снова блуждаю по улицам этого города, летняя ночь для меня всегда не слишком желанна. Вам когда-нибудь был чужд родной город? Мне — да. Почему, спросите Вы, разве Вы не устали от промозглых ветреных вечеров, слякоти, сугробов и вьюг? Отвечу так. Наверное, Вы, дорогой мой собеседник, не совсем горожанин, вернее, не совсем петербуржец. Настоящее в этом городе то и есть, неприятность, вернее, когда ты идешь по набережной канала, и в лицо тебе хлещет дождь, а то лучше на губах твоих тает снег, и глаза то совсем не видят, нет видят, видят то, что Вы, мой собеседник, никогда не увидите летним вечером. Что же, спросите Вы?

Вот однажды приключилось со мной интересное воспоминание.

Вы спросите, зимой? А я Вам отвечу, нет. А Вы скажете, так Вы же о зиме да об осени все. А вот и нет, а может и да, вернее, дело было так.

Шёл я однажды ночью, Белою здешней ночью, просто так, как тот герой. Помните? Так вот, тепло так, но ни души, вода блестела в канале, фонари светились, очертания домов были четко отделимы от свечения недалеко закатившегося солнца, небо чистое, звезда одна в небе, как я тут. Иду я неспешно, иногда автомобиль проедет, где-то смех из окна, но все же странно тихо, даже мурашки по коже. И тут я остановился у мостика, не знаю, отчего, но что-то случилось во мне. Стою и смотрю на блеск воды, стою, и мысли мои покатились куда-то прочь вместе с Фонтанкой. Только как бы не отсюда, и, может, даже не мысли, а грезы, и память моя как-то оживилась, откликнулась. Только вот что, пошел снег! Вы спросите, а как это возможно, ведь июнь. Не знаю, только шел густой, красивый такой снег, словно сон, но не спал я. Руки мои словно примерзли к ограде канала, а снег все не прекращался. Вот представьте себе — летний силуэт белых ночей, Вы в легком сюртуке, в сандалиях, штанах, вода плещется, невероятно, а было! И тогда до чего мне стал этот берег мил, родной такой, свет фонарей как в тумане, а сквозь него фигура, да та самая, как тогда декабрьским вечером. Как написал когда-то японский поэт: «И тогда мной овладело восхитительное чувство — нет, отнюдь не лирического свойства, а скорее близкое сумеречному экстазу...»

Ответьте мне, мой милый собеседник, Вы могли бы зимним, снежным вечером, когда завывает вьюга, наметая толстые коросты снега, зыбкие и обманчивые, видеть сквозь эту пелену образ, прекрасный образ? Ведь трудно даже устоять, окаменелыми пальцами снимая роговую оправу очков, протирая глаза, ослепленный фонарем, Он, исчезает, ускользает, он, тот единственный образ, и только сейчас тут, стоя здесь, ты понимаешь, что другого тебе не нужно было. Вот счастье! Но нет его летним вечером, как и не было, наверное, вьюги».

Галерея современного искусства
Nikolay Evdokimov Gallery

Санкт-Петербург, Кирочная ул., 19-37
+7 981 970 39 21
evdokimovgallery.com
t.me/nikolayevdokimovgallery