Выставка Валентина Афанасьева «Музыку можно видеть»

Валентин Афанасьев
Музыку можно видеть
Живопись

6-26 февраля 2019
Открытие выставки 7 февраля в 17.00

Валентин Афанасьев – музыкант и художник, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, член Ассоциации русских художников в Париже. Родился в 1945 году. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки. Работал в качестве солиста, ансамблиста и артиста оркестра (концертмейстера) в России и за рубежом. Первый сольный концерт дал в 14 лет. В 1974 году принял участие в первой официальной выставке художников нонконформистов в Санкт-Петербурге. С тех пор участвовал  более чем в полусотни художественных выставок в России, Швеции, Германии, США, Канаде, Франции, Италии. Автор книги «Светозвуковой музыкальный строй. Элементарная теория  аудиовизуальных стимулов» (издательство «Музыка», Москва, 2002). Преподавал принципы светозвукового музыкального строя в Санкт-Петербургской консерватории.

Валентин Афанасьев продолжил поиски по объединению звука и цвета в направлении, указанном Скрябиным, Барановым-Россине, Матюшиным. Интерес его к этой сфере можно назвать профессиональным: музыку и живопись он давно совмещает на личностном уровне. Афанасьев – концертирующий музыкант. Вместе с тем он – известный художник, вышедший из андеграунда, участник выставок в ДК им. Газа и «Невский». Музыкальная тема в его изобразительном творчестве всегда была ведущей.

Соответствиям звука и цвета, устанавливаемым до сих пор, по большей части, ассоциативным или психофизиологическим путем, он решил найти объективные основания и построил выверенную систему цветосветомузыкальных отношений, независимых от произвола индивидуального восприятия. Он исходил из того, что прямого соответствия между цветами и звуками не существует. Так, например, два цвета, соседних в спектре, дают консонанс, в то время как два взятых одновременно звука, соседних в гамме, – диссонанс. Следовало искать другие закономерности, связанные с внутренним «устройством» музыки: отношения цветов должны соответствовать отношениям звуков. И здесь главную роль играет корреляция звука и цвета по степени их напряженности. На этом пути были найдены соотношения степеней цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков. Один и тот же звук может характеризоваться тремя различными цветами, в зависимости от того, какую позицию он занимает: в пространстве функциональных наклонений (законы гармонии, нахождение соответствия цветового решения гармоническому на основе принципа дополнительности цветов); в пространстве тональностей; в пространстве мелодии (мажорные и минорные последовательности воспроизведения звуков и цветов).

В результате соответствия цветозвуковых отношений были установлены и подкреплены созданием их математической модели. Автор получил два патента на изобретения: российский («Способ формирования цветного изображения») и французский («Устройство для продуцирования аудиовизуальных стимулов»). Предложенная система уже используется на практике. Разработана соответствующая компьютерная технология перевода звука в цветной свет. В Санкт-Петербурге (Смольный собор, 2007; Капелла, 2008; Филармония, 2008; Ледовый дворец, 2009) и в Париже состоялись концерты, на которых музыку можно было не только слышать, но и видеть. Афанасьев создал также особые картины, написанные «по нотам», в полном соответствии с партитурой: «Чакона» и «Сарабанда» Баха, «Ave Maria» Шуберта. Художник проводит специальную демонстрацию, сопровождая звучащую музыку последовательным визуальным путешествием по живописному полотну.

Официальный сайт Валентина Афанасьева: http://www.afanasieff.ru/

Соцсети: 
ВК https://vk.com/chromatomusique  
FB: https://www.facebook.com/events/317140955572965/

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00, ср: 13.00-20.00, касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
выходной: понедельник