Выставка "Виктор Пивоваров. Иллюстрация и галлюцинация"

По произведениям Ф. Достоевского и Ш.БодлераВыставка к 80-летию художника27 сентября - 25 октября 2017 годаОткрытие выставки: 26 сентября в 16.00На выставке, посвященной 80-летию Виктора Дмитриевича Пивоварова, замечательного художника, философа, неутомимого искателя новых путей в искусстве, представлена только часть многогранного мира его творчества – это иллюстрации к произведения Ф.Достоевского и Ш.Бодлера, а также некоторые детские книги в его оформлении. Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве художника. В области художественного оформления книг Пивоваров создал настоящие шедевры, отличающиеся высотой художественного исполнения и глубиной проникновения в сокровенные смыслы иллюстрируемых произведений. Это относится к его иллюстрациям как  книг для детей, так и произведений «для взрослых»: высокой классики, русской и зарубежной.В 1960-1970- годы многие художники обратились к творчеству Достоевского, произошел настоящий расцвет книжной графики и станковой живописи по произведениям Достоевского. Среди плеяды иллюстраторов Достоевского, этих лет: Э.Неизвестный, С.Косенков, Ю.Перевезенцев, М.Шемякин и многие другие, имя Виктора Пивоварова в первом ряду. «Достоевский в это время имел ореол если не антисоветчика, то в любом случае писателя подрывного, опасного», − вспоминал Пивоваров в своей автобиографической книге «Влюбленный агент». Понятно, что мир Достоевского привлекал своей художественной глубиной и какой-то новой актуальностью. Иллюстрации Пивоварова к «Бесам», «Сну смешного человека», «Запискам из Мертвого дома» отличаются остротой, точностью воплощения самой сути смысла в изображении отдельных эпизодов и характеров персонажей: зловещее застолье «наших» в «Бесах», или  великолепный Кармазинов, восседающий за столиком: здесь схвачены и комическое самомнение этого героя и какой-то зловещий отблеск главного смысла романа.  Очень глубоко проник художник в мир небольшого  рассказа Достоевского «Сон смешного человека», раскрыв неразрешимые противоречия космического масштаба в сознания маленького и неприметного обитателя петербургского убогого жилища. Эти образы остаются в памяти накрепко слитыми с миром Достоевского.Иллюстрации к произведениям Достоевского Пивоваров выполнил в 1969-1970 гг.  Именно в это время шла работа над созданием Музея Достоевского в Ленинграде, формировалась его коллекция. Тогда для Музея и были приобретены работы молодых, не получивших в то время официального признания художников В.Пивоварова и Ю.Перевезенцева. Часть работ Пивоварова, которую музей не смог приобрести, была художником подарена. В коллекции петербургского Музея Достоевского хранятся графические листы Виктора Пивоварова к «Запискам из Мертвого дома», к роману «Бесы» и к «Сну смешного человека». На выставке «Иллюстрация и галлюцинация экспонируются 19 работ иллюстраций к произведениями Достоевского из собрания Музея Достоевского. Также на выставке представлены уникальные работы Пивоварова к поэтической книге Шарля Бодлера «Цветы зла», из коллекции Э.Г.Багдасаряна. Открывая выставку работ В.Пивоварова, мы не могли обойти вниманием прекрасные, неповторимые детские книжки с его иллюстрациями. Мрачный, трагический мир Достоевского и Бодлера сосуществует рядом с живым, веселым, иногда немного грустным, красочным миром детских книг, представленных в отдельной витрине. Также можно более подробно рассмотреть эти иллюстрации на мониторе. В небольшой экспозиции можно увидеть далеко не все книги, проиллюстрированные Пивоваровым, но зато это такие шедевры, как «Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена, «Черная курица» А.Погорельского, «Про Фому и про Ерему». Г.Сапгира,  «Моя Вообразилия» Б.Заходера. К иллюстрациям детских книг В.Пивоваров подходил ничуть не менее серьезно, чем к работам над Достоевским. Во многом в произведениях для детей он находил очень глубокие смыслы, связанные с его личными переживаниями и размышлениями.Контакт: +7 921 977 43 00, dostoevsky.museum@gmail.com