Календарь событий

2019
Театральная афиша
9
февраля
(суббота)
день памяти
Открытие 9 февраля

9 февраля - День памяти Федора Михайловича Достоевского 
9 февраля 2019 - 138-я годовщина со дня смерти писателя 

14.00 Александро-Невская лавра. Некрополь мастеров искусств (Музей городской скульптуры. Пл. Александра Невского, 1). Возложение цветов к могиле Ф.М.Достоевского 

15.00 Собор Владимирской Иконы Божией Матери (Владимирский пр. 20). Панихида 

16.00 Музей Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)
Вечер памяти Ф.М Достоевского
«Дневник писателя» Ф.М.Достоевского. Вступительное слово директора Музея Достоевского Натальи Ашимбаевой
О русском характере. Страницы из «Дневника писателя» читает заслуженный артист России Сергей Бызгу (Театр имени В.Ф.Комиссаржевской)
Калейдоскоп публицистики: уголовные процессы, спиритизм и др. Лекция доктора филологических наук Бориса Тихомирова (Музей Достоевского)           

Вход свободный
Контакт: +7 921 977 43 00, dostoevsky.museum@gmail.com 

4
февраля
(понедельник)
выставка
Открытие 4 февраля

4-24 февраля 2019

Выставка Ларисы Берлин "Театр, цирк, иллюзион"
4-24 февраля 2019
Открытие выставки: 4 февраля в 18.00

По образованию театральный художник, как человек разносторонний, Лариса Берлин занимается живописью, графикой, работает в жанре скульптуры малых форм, преподает изобразительное искусство.

На выставке представлены живопись, маски, куклы. Работам, выполненным в разное время и в разнообразной технике, присуща театральность, превращающая каждую работу в спектакль, где художник сам себе режиссер.

СОЦСЕТИ
Вконтакте: https://vk.com/larisaberlinteatr
Facebook: https://www.facebook.com/events/1127473620762836 

3
февраля
(воскресенье)
музей - детям
Открытие 3 февраля

3 и 16 февраля в 13.30

Интерактивные экскурсии «В гости к писателю»

3 и 16 февраля в 13.30

Музей Достоевского приглашает взрослых посетителей с детьми на семейные интерактивные экскурсии «В гости к писателю» 3 и 16 февраля в 13.30.

Во время интерактивной экскурсии дети узнают, как жила петербургская семья в XIX веке, какие были у неё традиции и какие предметы её окружали; что такое журфикс, кашлетр, красный угол, что это за странная буква «фита» и многое другое.  Посетители познакомятся с домашней жизнью Достоевского, научатся «читать» историю семьи по предметам обстановки и соотносить биографию писателя с его творчеством. И ребята, и взрослые сыграют в игры, которыми Достоевский занимал своих детей, Любу и Федю, посмотрят книги, которые он им читал, увидят небольшие послания детей своему отцу и поупражняются сами в составлении подобных записочек, а также помогут жене писателя, стенографистке, расшифровать свои записи.

Посещение только по предварительной записи по тел. 571 40 31 (с 11.00 до 18.00). Продолжительность экскурсии - 1 час.
Стоимость общего билета на взрослого и ребенка – 500 руб.

https://vk.com/dostoevsky_for_children

21
января
(понедельник)
концерт

Концерт, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда

21 января 2019 в 18.00

ТРАГИЧЕСКОЕ В МУЗЫКЕ
концерт, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда

21 января 2019 в 18.00

Программа концерта «Трагическое в музыке» составлена из произведений выдающихся композиторов разных эпох, воплотивших тему трагизма, которая была внутренне близка Достоевскому.

Исполнители:
Роберт Деревягин, бас
Мария Деревягина, фортепьяно

В концерте прозвучат:

Р.Вагнер. Заключительная сцена из оперы «Валькирия» - «Прощание Вотана с дочерью Брунхильдой»

И.-С.Бах. Речитатив и ария из «Страстей по Матфею» - «Шествие на Голгофу»

М.П.Мусоргский. «Полководец». Из цикла «Песни и пляски смерти». «Забытый»

Д.Д.Шостакович
Сюита на стихи Микеланджело
«Отрывок» («В еврейской хижине лампада») на стихи А. С. Пушкина
«Бабий Яр». Первая часть Тринадцатой симфонии

Г.В.Свиридов. «Песня о Земле» из «Патетической оратории»

С.В.Рахманинов. «Пред иконой»

Й.Гайдн. «На землю солнце шлёт свои лучи, своё тепло» из цикла «Времена года»

Вход свободный

 

15
января
(вторник)
выставка
Открыта до 3 февраля

15 января - 3 февраля 2019

Музей Достоевского
Выставка Игоря Петрова "Портреты городов". Живопись
15 января - 3 февраля 2019
Презентация выставки: 18 января в 17.00

С 15 января в Музее Достоевского известный мастер пейзажной картины Игорь Петров – профессор Санкт-Петербургской Академии художеств - представляет выставку «Портреты городов». 


В экспозиции около 20 работ разных лет и циклов, в которых общее и самое ценное – одухотворенность мотива, независимо от его географии: Петербург или Толедо, Таврида или Рим. Произведения Игоря Петрова убеждают, что для него всё вокруг «живое» и имеет свой характер и культурную память: дома, мосты, скалы, деревья, облака.

Его пейзажи - это размышления о феномене «genius loci», а сверхзадача – уловить характер и отразить уникальный образ в своей эстетической манере. Романтическое начало в творчестве художника проявилось уже в самых первых работах. В пейзажах Санкт-Петербурга воплощается его неповторимая метафизика.

Поэтичный и возвышенный образ города словно растворяет все будничное и сиюминутное в живописной гармонии («Голубые купола», «Ангел над городом»). Ностальгией и ощущением мистической связи с прекрасным и безвозвратно ушедшим проникнуты многие лирические мотивы («Видение», «Таинственный вечер», «Оранжерея в Петергофе», «Зимняя песнь фавнов»).

Энигматичность Петербурга подчеркнуто драматична в работах последних лет («Фонарные бани», «Весенние грозы», «Красный дом», «Балтийский завод», «Башня»).

Индивидуальная интонация автора неизменно присутствует и в классических «вечных мотивах» Парижа, Венеции, Флоренции, Амстердама и др.. Декоративной нарядной выразительностью, выверенной театральностью композиции или острым ассоциативным рядом он создает свои портреты городов («Гранада», «Толедо», «Зной. Балаклава», «Розовый Петергоф»).

Один из самых блистательных отечественных искусствоведов Михаил Юрьевич Герман, характеризуя Игоря Петрова как художника-интеллектуала, особо отмечал: «У него редкое чувство городского пейзажа, он пишет подлинные портреты городов,.. удивительно развито восприятие индивидуальности города, улицы, здания - того, что римляне называли «духом места» (genius loci)… Замечательна способность видеть поразительную и пронзительную красоту обычного, ему присуща своего рода поэтическая монументальность, мир его картин эпичен, но дышится в нем легко, он соразмерен человеку – качество, издревле присущее настоящему искусству. Он не отображает видимый мир, он создает живопись».

Творчество Игоря Петрова, развивая лучшие традиции русской и европейской пейзажной живописи, успешно представлялось на персональных выставках в художественных музеях Санкт-Петербурга, Сочи, Ростова-на–Дону, Казани, Симферополя, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова и в Риме (Италия).

Произведения художника находятся в собраниях Русского музея, Музея Института русского реалистического искусства (ИРРИ, Москва), Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП), Музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея академии художеств и др.

Выставку можно посетить в часы работы музея:

вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00
ср: 13.00-20.00
касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
выходной: понедельник

13
января
(воскресенье)
музей - детям

13 января 2019 в 13.30 

Рождественские истории в доме Достоевского

Праздничные занятия для взрослых с детьми 6-12 лет 

13 января в 13.30 

Тема детства – одна из важнейших в творчестве Ф.М.Достоевского, и собственные дети были для него большой радостью. Одним же из любимых праздников Ф.М.Достоевского было Рождество, именно в канун этого чудесного дня происходят события его замечательного петербургского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». 

Во время праздничного занятия в Музее Достоевского дети и их родители узнают:

- какими вкусностями угощал писатель своих любимых детей, Любу и Федю, что танцевал с ними и какие книги считал самыми подходящими для детского чтения 
 
- какими были традиции празднования Рождества в семье писателя и в Петербурге в 70-х гг. XIX века

- как Достоевский украшал рождественскую ёлку, какие подарки ждали детей в гостиной и на какие балы он водил своих маленьких сына и дочь. 

В конце занятия ребята сделают новогоднюю игрушку, подобную тем, которых дети Достоевского видели на рождественских ёлках. 

Продолжительность занятия – 2 часа. Посещение только по предварительной записи по тел. 571 40 31 

Стоимость общего билета на взрослого и ребенка – 500 рублей
Форма одежды - обычная, сменная обувь для детей - по желанию

https://vk.com/elkanakuznechnom 
19
декабря
(среда)
выставка
Открыта до 17 февраля

Выставка в Музее железных дорог России
19 декабря 2018 - 17 февраля 2019

Музей железных дорог России
Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Выставка в Музее железных дорог России
«Путешествие с Достоевским»
19 декабря 2018 – 17 февраля 2019

Выставка «Путешествие с Достоевским» посвящена европейским маршрутам писателя. Основная цель выставки – представить мир глазами Достоевского, его эстетические вкусы, его восприятие разных городов. Выставка создана в вагоне начала XX века, состоит из литографий и фотографий XIX века в цифровом воспроизведении, сопровождается мультимедийной программой.

В 1837, в год открытия железной дороги России, 15-летний Федор Достоевский переехал из Москвы в Петербург. Железная дорога из Москвы в Петербург еще не была построена, поэтому ехали они в кибитке. Активно пользоваться «чугункой», как часто называли железную дорогу в XIX веке, он начал в 1860-х годах, после возвращения из Сибири: частые поездки в Павловск, в Москву. Первое настоящее путешествие Достоевский предпринял в 1862 году. Он хотел увидеть «страну святых чудес», как называли Европу, своими глазами, посетить знакомые по литературным произведениям города, увидеть шедевры мировой культуры, понять, что изменили в общественном устройстве жизни европейские революции.

Достоевский серьезно готовился к поездке, купил себе популярный в то время путеводитель Рейхарда, продумал маршрут и за 2,5 месяца осмотрел около 25 городов Европы.

Он называл свое время «эпохой железных дорог»: «Железные дороги поели все капиталы и облегли Россию как паутиной». Он много ездил поездом: «Множество остановок, пересаживаний… И всё это при всех неприятностях русской железной дороги, при небрежнейшем отношении к вам и к нуждам вашим кондукторов и начальства». Герои Достоевского также часто пользуются железной дорогой, один из них даже «склеил целый поезд железной дороги: публика выходила из вокзала, с чемоданами и саками, с детьми и собачками, и входила в вагоны. Кондукторы и служителя расхаживали, звенел колокольчик, давался сигнал, и поезд трогался в путь».

Уезжая, Достоевский всегда стремился обратно в Петербург, где  часто ему было «тошно и скучно», но без Петербурга было еще тяжелее. Обостренное чувство одиночества не покидало его, где бы он ни находился. Особенно он ощущал это за границей: «Я слишком ясно почувствовал, что теперь где бы ни жить, — оказывается всё равно, в Дрездене или где-нибудь, везде на чужой стороне, везде ломоть отрезанный...». Он не мог понять тех, кто жил за границей долго или уезжал насовсем: «Любят у нас Запад, любят, и в крайнем случае, как  дойдет  до  точки, все туда едут. Я видел их там всех, то есть очень многих, и  все-то  они, кажется, ищут уголка для оскорбленного чувства.  Москва  всем  этим  господам  надоела.  Я думал, что им там лучше. А между тем на их лицах такая тоска...»

Выставку можно посетить в часы работы музея:
среда — воскресенье с 10.30 до 18.00. Вход посетителей заканчивается в 17.00

Контакты: 

Музей железных дорог России
Санкт-Петербург. Библиотечный переулок, 4, корпус 2
+7 812 457 23 16
info@rzd-museum.ru
https://rzd-museum.ru/

Музей Достоевского
Санкт-Петербург
Кузнечный пер., 5/2
+7 812 571 40 31, +7 921 977 43 00
dostoevsky.museum@gmail.com
https://www.md.spb.ru/

18
декабря
(вторник)

18 декабря 2018 – 10 января 2019

Выставка Зои Столяровой открывается в канун рождественских и новогодних праздников, что, может быть, несколько неожиданно, но вместе с тем закономерно раскрывает сущностные черты ее творчества. Мотив границы, отделяющей один год от другого, и один из главных праздников всех христиан, некогда разделенный этой границей – все это находит отражение в графике художницы, неизменно получая метафорическое истолкование. На выставке, представленной в Музее Достоевского, будут представлены графические работы Зои Столяровой, начиная от самых ранних произведений, во многом определившие ее узнаваемый творческий почерк.

Персонажи евангельских преданий и страницы европейской культуры, которые мы можем перелистать вместе с автором – это, скорее, свободные импровизации, открывающие безграничные просторы воображению и автора, и его зрителя. Включенные в экспозицию листы, выполненные в разных техниках – не просто ретроспектива, но волнующий образ «мастерской творческого воображения». Это мир неожиданных аллюзий, тонкой игры с узнаваемыми мотивами и сюжетами, хорошо знакомыми подлинному ценителю прекрасного. Пожалуй, ни один из персонажей автора не принадлежит какой-то конкретной эпохе и не связан с иконографией определенного сюжета Священного писания или античной мифологии. Герои и героини Столяровой всегда находятся в пути – они преодолевают морские просторы или следуют в лодках и кораблях по волнам реки, которая и в самом деле воплощает мерное течение времени. Даже ее волхвы или образы, словно навеянные самыми загадочными, самыми драматичными страницами романов Достоевского или кинематографом Федерико Феллини, пребывают в пространстве вечности. Это пространство каждый раз создается заново переплетением тонких графичных линий, введением запоминающихся контрастов черного и белого или цветовых акцентов. Автор словно предлагает довериться нашему воображению, соединяющему истинное и легендарное, реальное и вымышленное (Руслан Бахтияров, Кандидат искусствоведения, сотрудник Русского Музея)

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00
ср: 13.00-20.00
касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
выходной: понедельник

12
декабря
(среда)
выставка

12 декабря 2018 - 11 января 2019

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Русский благотворительный фонд Александра Солженицына

СОЛЖЕНИЦЫН-ФОТОГРАФ
Выставка к 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына

12 декабря 2018 – 11 января 2019

Александр Солженицын не был профессиональным фотографом, освоением фотоискусства он занимался самостоятельно в обстановке, не самой для этого благоприятной в годы своей «вечной» ссылки в казахском ауле Кок-Терек, куда он был отправлен машиной МГБ после двенадцати лет тяжелых жизненных испытаний, фронта, тюрем, каторжного лагеря.

Снимки, представленные на выставке, сделаны в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Фотоаппарат ссыльный школьный учитель приобрел с определенной целью облегчить конспиративное хранение плодов своего тайного писательского труда. Снимки рукописей Солженицына того времени не сохранились, но в его архиве присутствуют сделанные им зарисовки окружавшей его жизни: пейзажи, бытовые сценки, портреты. Только благодаря этим снимкам мы живо представляем сегодня обстоятельства пребывания писателя в ссылке, только объектив Солженицына сохранил для нас облик Матрены Васильевны Захаровой, героини его знаменитого рассказа, картины его путешествий по возвращении в Среднюю Россию, в которых рождались его поэтичные «Крохотки». Перед Вами репродукции фотографий из архива А.И. Солженицына и его ссыльного товарища Н.И. Зубова, разделявшего его увлечение фотоделом. Оригиналы сделаны дальномерным фотоаппаратом «Зоркий» (выпускался в СССР до 1956 года), отпечатки черно-белые, формат бх9 см. На обороте присутствуют рукописные комментарии Солженицына, некоторые из них приводятся факсимильно.

На выставке звучат записи чтения А.Солженицыным «Крохоток».

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского благодарит за предоставление материалов выставки Русский благотворительный фонд Александра Солженицына и лично Наталию Дмитриевну Солженицыну.

В день открытия выставки, 11 декабря в 18.00 молодые артисты Александринского театра Никита Барсуков, Александр Мицкевич, Роман Бахусов читают рассказы Александра Солженицына «Абрикосовое варенье», «Матренин двор».

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00
ср: 13.00-20.00
касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
пн: выходной